КРАСНОДАР + 7 (861) 274-2772 kuban@vredanet.ru г. Краснодар, ул. Московская, 79/2
Новые штрафы за нарушение требований охраны труда |
Пояснительная записка к проекту Федерального Закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 143 Уголовного кодекса Российской Федерации» Правительство РФ в 2011 года обратило внимание на выполнение требований охраны труда на предприятиях России.
Некоторые законы и требования нормативных документов руководителями и специалистами просто не выполняются.
Требований охраны труда на предприятиях много, и нужны большие капиталовложения, поэтому иногда легче заплатить штрафы, которые мизерно малы по сравнению с затратами на охрану труда предприятия.
Да и бояться руководителям особенно нечего. Нарушение требований охраны труда могут выявить проверки надзорных органов:
В настоящее время в Комитете Государственной Думы находится на рассмотрении проект Федерального Закона N 557872-5 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и изменения статьи 143 Уголовного кодекса Российской Федерации», направленные на усиление ответственности за нарушение требований законодательства об охране труда.
Изменения, предлагаемые проектом Федерального Закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 143 Уголовного кодекса Российской Федерации», направлены на усиление ответственности организаций (юридических лиц) и их должностных лиц, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за нарушение законодательства об охране труда.
В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Трудовым кодексом Российской Федерации установлены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также обязанности работника в области охраны труда.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, информирование работника об условиях и охране труда на рабочих местах, проведение предварительных при приеме на работу и периодических медицинских осмотров (обследований), обучение работников по охране труда, обеспечение средствами индивидуальной защиты и др., возлагается на работодателя.
Нарушение законодательства о труде и охране труда, в настоящее время, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Вместе с тем, как показывают результаты надзорно-контрольной деятельности федеральной инспекции труда, число правонарушений в области охраны труда на протяжении ряда лет не снижается.
Установленные действующим законодательством размеры административных штрафов не способствуют появлению у организаций (юридических лиц) и их должностных лиц, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, мотивации к соблюдению законодательства об охране труда.
В целях усиления ответственности должностных лиц и работодателей за нарушение требований охраны труда проектом федерального закона предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях статьями 5.27.1–5.27.6, предусматривающими в качестве отдельных составов правонарушений в области охраны труда:
Вместе с тем, учитывая тот факт, что административное приостановление деятельности (статья 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) применяется только в случае угрозы жизни или здоровью людей, законопроектом предлагается исключить данную норму в отношении нарушений законодательства о труде и об охране труда, за исключением составов правонарушений, поименованных в статьях 5.27.1–5.27.6, как напрямую связанных с обеспечением сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Кроме того, законопроектом предлагается также новая редакция статьи 143 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающая ответственность за нарушения требований охраны труда, если они повлекли за собой по неосторожности гибель двух и более лиц.
Реализация предусмотренных законопроектом положений будет стимулировать работодателей и их должностных лиц к строгому соблюдению требований охраны труда и будет способствовать снижению уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что, в частности, предусматривается Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 1351 от 9 октября 2007 года.
* Текст комментария к законопроекту взят с официального сайта Государственномй Думы Российской Федерации duma.gov.ru
13\03\2014 г. |